Второй раз за полтора года моей работы учителем истории ученики рисуют схему битвы. В прошлом году это была Полтавская битва. На идею задать нарисовать схему натолкнула Ольга Геннадьевна. Рассказала анекдот, как написали в проверочной, что Полтава — морское сражение. Я думала-думала, как лучше дать обстоятельства сражений, как им запомнить, что нет там моря.
И вспомнила, как школьницей рисовала дома Бородинскую битву, а на уроке отлично показывала по схеме движение войск, потому что, пока рисовала, очень хорошо разобралась. И Куликовскую, помню, рисовала, а вот сама или задавали, забыла. Ну и ладно, а своим задам. Сначала удивились, просто схему из учебника перерисовать? Ага, просто. Сомневались, переспрашивали перерисовывать ли монастырь и зелень, сдали не одновременно, сначала смотрели как другие сделают и что им за это поставят. Но в итоге такие красивые получились схемы. Одна другой лучше. Кто фломастерами, кто цветными ручками, кто карандашами раскрасил, кто по линейке обводил. Не везде я нашла Полтаву, но кое-где бежали шведы.
В этом году семиклассники стали восьмиклассниками и схему Бородинской битвы сдали сразу без лишних вопросов. Но опять красота, хоть выставку делай.
Вот лучшие схемы восьмиклассников, изучающих японский.
Лучшие схемы учеников, углубленно изучающих английский.
Best of схем учеников общеобразовательного класса.
И отдельным бонусом две схемы, выполненные в электронном виде. Думала, что будет намного больше, но подавляющее большинство предпочли бумагу и карандаш.
Чтение плана-схемы — одна из важных компетенций, контролируемых на различных коварных районных и городских тестированиях-мониторингах и ОГЭ-ЕГЭ. Понять, как составляют план-схему, лучше всего, попробовав составить её самому. При этом гарантий глубокого усвоения материала рисунок не даёт никаких. На проверочной работе Николая Николаевича Раевского вместо «участник Бородинской битвы» записали в партизаны те самые ученики, кто на феерической красоты схеме Бородинской битвы своей рукой подписывал «батарея Раевского». Уважаемые ученики, как бурить вам эти мозговые бороздки, отвечающие за сопоставление одного с другим? Вот как?